Интервью с гонщиком Monster Energy/Kawasaki Илаем Томак


Текст — Донн Маеда, фото — Майк Эмери

На пороге своего третьего сезона в премьер-классе категории 450 Илай Томак стал не только старше и рассудительней, но и сильнее, и, что не менее важно, чувствует себя комфортнее. Молодой гонщик из Колорадо долго пытался привыкнуть к своему новому Monster Energy Kawasaki KX450F в начале 2016 года, и несколько переломов и вывихов не сильно упрощали ему задачу. К концу сезона Томак уже выглядел более-менее в своей тарелке верхом на зелёном байке. Было видно, что прошедший через гараж Брайана Кранза KX450F очень понравился гонщику. После четырёх победоносных заездов в двух раундах US MXGP и победы в Monster Energy Cup Томак несомненно является одним из самых сильных игроков в 2017 году. Мы встретились с бывшим чемпионом суперкросса и National в категории 250 у него дома в Корона, Калифорния, за пару недель до старта первого этапа в Анахэйм.

Как идёт подготовка к сезону 2017?

Закончив Кубок Monster Energy, я провёл отличные «каникулы», ведь впервые за долгое время мне не приходится искать новые перспективы — я просто езжу. Не буду отрицать, прошлый год был для меня не простым, ко многому пришлось привыкать. Порой у меня просто шла голова кругом, и это сильно сказалось на моих результатах в конце года. Но я снова вернулся в колею!

Мотоцикл был новым не только для тебя, но и для команды, модель 2016 года сильно отличалась от предыдущей. Похоже, всем пришлось узнать что-то новое для себя?

Да, это будет второй год, когда мы пользуемся новым байком. Такое ощущение, что мы даже и не боролись до конца сезона. В нескольких последних этапах у меня были подиумы, но ни одной победы. Победа в Дайтоне не в счет, этап проходил вне стадиона. Наконец-то я могу полностью сконцентрироваться именно на езде, а не привыкать к мотоциклу, или пробовать новые настройки.

Так, значит, вы смогли подобрать идеальные параметры к концу года?

Да, думаю, это было заметно на Кубке Monster Energy. После всего, с чем мне пришлось столкнуться, я ощущаю себя намного комфортней и с нетерпением жду, что будет дальше.

К чему дольше всего ты привыкал, когда начал ездить на Kawasaki?

Самым необычным было ощущение комфорта и необходимость переосмыслить своё место в команде. Бывает, на старте ты чувствуешь, что сейчас начнётся гонка, и ты будешь готов ко всему, но у меня не было такого, возможно из-за сомнений или какой-то скромности, я не был готов «зажигать». Честно, я не знаю что это было, наверное я не «чувствовал» мотоцикл, не привык к нему, это требует времени.

Было заметно, что ты использовал разные настройки для мотоцикла даже во время заездов. Какие возникли трудности с пневматическими амортизационными вилками, и как в итоге получилось их решить?

Примерно до середины сезона мы использовали пневматические вилки. Затем мы вернулись к обычным гидравлическим. Раньше пневматика меня полностью устраивала, но в этот раз с ними была какая-то беда. Пневматические вилки могут подойти какому-нибудь определённому гонщику, или даже модели байка, так что их следует использовать только в особых случаях, если они подходят твоему стилю. Также приходится обращать внимание на то, как изменяется состояние пневматической вилки после гонки.

Honda — очень манёвренный мотоцикл за счет короткой колёсной базы, а Kawasaki больше и ощущается солиднее. Тяжело было привыкать после продолжительной карьеры на мотоциклах Honda?

Да, было очень нелегко. Kawasaki — очень стабильный байк с длинным «носом», что очень хорошо, а также с большим количеством отличий к которым мне пришлось привыкать. Думаю, я не один кому пришлось чему-то научиться при работе с этим мотоциклом. Я не говорю, что этот байк плох, наоборот, на нём я ощущаю, что у меня есть большой потенциал. Посмотрим, что у нас получится в этом году!

Много ли полезного опыта ты получил после тренировок с разными настройками для суперкросса?

Нет, не очень. Как ни странно, но на сложных моментах типа «triple-clamps» всё очень похоже. А вот с подвеской и привыканием к ощущениям была отдельная история. Звучит странно, но будь ты хоть трижды претендентом на подиум, ты всё равно должен на 100% чувствовать свой мотоцикл. Все элементы твоей техники вождения и мотоцикл должны быть в гармонии, только тогда получится добиться желаемого результата, как, например, Кен Рокзен, который выиграл 20 заездов подряд. Даже два года назад, когда я выиграл 5 заездов подряд на открытых трассах, ощущалось это единство с происходящим, и я знал, что меня ждёт за поворотом. Это то самое чувство, ради которого стоит участвовать в гонках.

Возвращаясь к тем победам, какие были ощущения в тот момент? Наверное, это непередаваемое ощущение, когда ты подъезжаешь к финишной черте зная, что ты победил.

Да, я ощущал свободу. Я мог добиться всего, чего хотел, ничто не могло меня остановить или замедлить. Каждый раз у меня получались хорошие старты. Я получал от этого удовольствие.

Как ты думаешь, чего тебе не хватает, чтобы вернутся к этому уровню?

Во-первых, 100% здоровье, полностью здоровые плечи без переломов. Также важны такие дни, когда я могу побыть один на один со своим мотоциклом без всяких тестов и настроек. Когда ты упёрся колесом в стартовую линию, пути назад нет, очень важно насколько хорошо ты ощущаешь свой байк.

Ты уже достаточно долго ездишь на Kawasaki. Начал ли ты уже получать удовольствие от езды?

Да, я очень доволен мотоциклом. Думаю, мои плечи в прошлом году были в более плачевном состоянии, чем они сейчас. Мои травмы плеча были той самой неработающей шестернёй в механизме нашей команды. Потребовалось много времени, чтобы ощутить былую уверенность в своих силах.

В какой момент гонки больше всего ощущались травмы плеча? Или это всё-таки больше на уровне сознания?

Больше, конечно, на моральном уровне, всего понемногу. Это влияло на мой уровень агрессии в некоторые моменты гонки, как жестко я могу бороться за позицию, приходилось менять подход к прохождению некоторых секций. Лучшее, что можно было сделать — не думать ни о чем таком. В прошлом году на моё плечо приходилась огромная нагрузка за время гонки, но я, слава богу, уже не ощущал этого.

Ты был нереально быстр на открытых трассах, и это сыграло свою роль в твоём доминировании в US MXGP. Байк ощущался лучше под открытым небом?

Да, но мне всё равно приходилось вносить изменения. Перед Шарлотта я кое-что поменял и это оказало существенный эффект. Последние поправки, которые мы внесли на Глен Хелен, принесли просто невероятные ощущения, пожалуй, лучшие за весь год. После этого мы отправились на MXGP, и именно благодаря этим настройкам я смог показать отличный результат.

Каково это, ездить против парней, которых ты встречаешь впервые? Тебя не ослепило светом таких звёзд, как Антонио Каироли?

(Посмеиваясь) Мне понравилось там. Такие мероприятия — что-то кардинально отличное от того, к чему мы привыкли, и именно поэтому там было особенно интересно. Мы настолько привыкли видеть одни и те же лица каждые выходные, что подобная перемена понравилась всем. Я рад, что сразу после сезона мы отправились на GP. Мне действительно понравилось участвовать в тех гонках бок о бок с лучшими гонщиками со всего мира. Круто, что есть такая возможность гоняться со всеми.

В тех заездах ты решил использовать тактику «паровоза» как в Nationals, или всё-таки изящно по-европейски?

Я отнесся к этому мероприятию как к Nationals. И если быть до конца честным, гонщики из Европы ездят практически также как и мы. В наше время все проезжают трассу в одном темпе. Не думаю, что существуют какие-то заметные отличия.

Среди всех участников MXGP был ли кто-то особенный, кто тебе запомнился?

Я был поражен, насколько они были быстры в квалификации. Это, пожалуй, единственное отличие которое я заметил. В квалификационном заезде было много очень быстрых гонщиков, которых я не увидел в основном заезде. Кажется, в первый день на Глен Хелен я был третьим или четвертым в квалификации, на следующий день я был вторым. После регистрации на второй день я сказал себе «Сегодня я приеду первым», но у того парня, Ван Хоребика, были другие планы (смеется). Больше всего на Шарлотт и Глен Хелен меня удивила именно скорость в квалификационном заезде.

Сложно ли тебе возвращаться в суперкросс, приходится ли как-то настраиваться?

Самое тяжелое для меня в суперкроссе — сохранять запас сил. Мотокросс испытывает твою усидчивость, а суперкросс — умение выдерживать ритм. Первые пару недель это сложно, но со временем я привыкаю.

Это потому что на трассе не предусмотрены спокойные участки? Или может быть волнение?

Думаю, и то и другое. Ты находишься в постоянном напряжении, как физическом, так и моральном.

704 просмотров всего, 3 просмотров сегодня